Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребенка – «Детский сад ЗАТО Сибирский»Городского округа закрытого административно-территориального образования Сибирский Алтайского края
27.10.21местное время12:41
Для родителей
Визитная карточка
Фотогалерея
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

  Гордеева Е.Л., Жукова Н.В, Омельченко О.М. (ЗАТО Сибирский)
 
Ранняя профориентация дошкольников подразумевает организацию мероприятий профориентационной направленности, призванных дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях, сформировать у него эмоционально-положительное отношение к профессиональному миру, предоставить возможность использовать собственные силы в доступных дошкольнику видах деятельности.
Детский сад ЗАТО Сибирский функционирует на территории закрытого административно-территориального образования Сибирский с его сложной, устоявшейся инфраструктурой, позволяющей «вживую» осваивать содержание целого ряда профессий, представителями которых являются люди из близкого окружения воспитанников ДОУ. Населенный пункт, площадь которого не превышает по своим размерам микрорайон небольшого города, сосредоточил все жизненно-необходимые службы, деятельность которых ежедневно наблюдают его жители, в том числе – самые маленькие.
Сетевое взаимодействие в условиях закрытой территории как единого механизма, представленного всеми жизнеобеспечивающими составляющими, представляет собой социальное партнёрство, направленное на достижение цели приобщения воспитанников дошкольного учреждения к миру профессий. Взаимодействие с образовательными, культурными учреждениями, предприятиями, службами, ракетной дивизией - как градообразующим фактором - на территории ЗАТО Сибирский призвано обогащать систему работы ДОУ в вопросах ранней профориентации.
В ДОУ создана и функционирует Лаборатория профессий для дошкольников, в рамках деятельности которой проводится знакомство дошкольников с профессиями, представленными на территории ЗАТО. В дошкольных группах созданы профориентационные центры, позволяющие детям осваивать содержание разнообразных профессий. Центры представлены дидактическими играми, инструментами и материалами, по возможности отражающими те или иные профессиональные особенности; специальной одеждой, с которой у детей ассоциируются представители разных профессий. Расширению представлений детей о мире профессий способствуют мини-библиотеки в группах «Профессии наших мам и пап», «Профессии нашей семьи», организация фотоконкурса «Трудовая династия» и конкурса семейных газет «Калейдоскоп профессий семьи», реализация детско-взрослых проектов «В мире профессий».
Каждая группа представляет определенное профессиональное направление. В зависимости от возраста оно может быть представлено узко – для детей младшего возраста – врач, повар, водитель; для детей старшего возраста усложненные варианты – врач скорой помощи, офтальмолог, хирург, педиатр, стоматолог; повар, повар-кондитер, баристо; водитель, управляющий разными видами транспорта. Кроме того, развитие определенного направления может расширять границы близкого окружения и, используя опыт воспитанников, информационно-коммуникационные технологии, обогащать содержание осваиваемого профессионального направления. Как пример можно продемонстрировать опыт деятельности подготовительной к школе группы, где, знакомясь с профессией военного вертолетчика (на территории базируется вертолетный полк), дети знакомятся с профессией военного летчика и познают особенности профессиональной деятельности кабинного экипажа гражданского самолета и наземных авиационных служб.
Размышляя о порядке создания лаборатории, педагоги предложили вариант, когда виды профессиональной деятельности, доступные для освоения в разном возрасте, обязательно присутствуют в каждой возрастной группе. Однако, каждая группа может выбрать одно направление, представленное как оригинальная площадка, предоставляемая для желающих сделать профессиональные пробы, где их организаторами выступают дети. В ДОУ есть опыт организации таких площадок, когда в средней возрастной группе создан Медицинский центр, проводящий «профессиональный осмотр» и «лечение», в перспективе рассчитанный на «сдачу площадей» «медицинским организациям» из других возрастных групп.
Лаборатория, как дочернее предприятие Медицинского центра, готова провести исследование воздуха, воды, освещения, санитарного состояния оборудования и материалов и попробует определить наличие «вирусов» и «бактерий» в окружающем пространстве.
Авиакомпания «S30Ягодка», функционирующая на базе подготовительной к школе группы, готова «принять на борт своего авиалайнера» пассажиров других возрастных категорий, провести профессиональную переподготовку желающих по специальностям «пилот», «бортпроводник», «таможенник» и «сдать в аренду воздушные суда», принадлежащие авиакомпании.
Кафе «Ромашка» на базе одноименной группы старшего возраста открыто как для посетителей, так и для желающих освоить профессиональные навыки по компетенциям «кондитер», «официант», «продавец-кассир», «повар», а Центр общественного питания «Василек» на базе средней группы поможет своим посетителям не только выбрать вкусные и полезные блюда, но и проведет серию обучающих мастер-классов по приготовлению необычных блюд и проведет профессиональный отбор по специальностям «шеф-повар», «повар», «повар-кондитер» на конкурсной основе.
Театральный центр «Солнышко» на базе старшей группы представит вниманию зрителей ряд постановок, покажет «закулисную» работу персонала театра, проведет мастер-классы по искусству театрального макияжа, изготовлению бутафории, организует курсы для желающих участвовать в театральных массовках.
В перспективе - открытие новых центров, имеющих образовательный ресурс: Журналистский, Спасения, Благоустройства, где каждый из них поможет детям осознать значимость каждой профессии, выбрать роль для себя -  вполне возможно - судьбоносную…
Ни один из центров, где дети проживают в игре самые яркие моменты детсадовской жизни, не возник сам по себе. В каждом из них кроется кропотливый труд его создателей – взрослых и детей, сумевших вдохнуть жизнь в образовательное пространство, в котором дети познают основы разнообразных профессий, учатся выстраивать отношения, расширяют словарный запас.
Проектная деятельность прочно вошла в жизнь дошкольного учреждения. Она позволяет планомерно, поступательно решать поставленные задачи, двигаясь к цели. Началом реализации большого проекта «Лаборатория профессий» в ДОУ стало обсуждение педагогами алгоритма действий с акцентами на следующие пункты: подбор литературы для взрослых и детей по проблеме ранней профориентации, изучение интернет-ресурсов, подборка аудио- и видеоматериалов, составление перечня мероприятий – НОД, досугов, игр, бесед,  определение набора необходимых инструментов и материалов для проведения мероприятий, организация взаимодействия с родителями воспитанников,  предприятиями и учреждениями на территории ЗАТО, планирование интерьера развивающего профориентационного центра.
Реализация проекта стала одним большим общим делом для всего дошкольного учреждения и частью содержательной, насыщенной яркими впечатлениями повседневной жизни дошкольников.  Необычные варианты сюжетно-ролевых игр, подборка литературы для детей и родителей в мини-библиотеках групп, фотоконкурсы, конкурсы семейных газет, выпуски видеожурнала Выходного дня с рубриками «Субботняя Кондитерская», «Домашняя гримерная маленького артиста», «Мой папа – мастер своего дела», «Мама-труженица», «Профессии наших дедушек и бабушек», «Есть такая профессия – Родину защищать»,
Фестиваль пластилинового пирожного, конкурс на лучший слоган о профессиях, выставки рисунков, мастер-классы для родителей, мини-чемпионаты для дошкольников обогатили содержание образовательного процесса, гармонично вписавшись в его рамки.
Методическая копилка, составляющей которой стали конспекты НОД и сценарии досуговых мероприятий, информационная подборка для родителей, консультационный материал для педагогов, комплект аудио- и видеоматериалов для воспитанников, педагогов, родителей, фото- и видеоотчеты, пополняется новым материалом, отражающим творчество педагогов, детей и родителей.
Эпидемиологическая ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции, лишь временно сдержала реализацию мини-проектов, направленных на изучение особенностей профессий, представленных на территории ЗАТО и подразумевающих экскурсионную деятельность. В новых условиях спросом пользуются виртуальные экскурсии на предприятия и в учреждения, составленные с учетом возрастных особенностей экскурсантов. Пробный вариант такой экскурсии, разработанный педагогами совместно с редакцией газеты «Сибирский Вестник», познакомит дошкольников с особенностями профессиональной деятельности журналиста, фоторепортера, видеооператора, редактора, работников типографии. В перспективе виртуальные экскурсии позволят дошкольникам познакомиться с особенностями профессиональной деятельности работников коммунальной службы и    службы спасения.
Мир профессий давно обосновался в детсадовском пространстве. Он велик и многообразен. Важно начинать его освоение с того родного и близкого, что окружает маленьких детей, постепенно расширяя и осваивая границы досягаемого. В этом процессе важно участие взрослого – понимающего и творческого, рядом с которым интересно и весело быть поваром, врачом, полицейским, журналистом, пилотом в Большой игре, которая может быть началом успешной профессиональной жизни, которая делает человека счастливым…

 СБОРНИК
«Дошкольное образование: педагогический поиск – 2021»
Гордеева Е.Л., Жукова Н.В., Омельченко О.М.
Использование современных форм и методов ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации
Место работы, должность: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – «Детский сад ЗАТО Сибирский» городского округа закрытого административно-территориального образования Сибирский Алтайского края; методист, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Президент России
Узнай президента
Российское образование
Министерство образования РФ
Официальный сайт алтайского края
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Официальный сайт Администрации ЗАТО Сибирский
АКИПКРО
госуслуги